Бутусов Владимир Петрович

Депутат Орловского городского совета
по округу №2

Благотворительный фонд Вера и Возрождение>>
Центр детского развития>>
Школа территориального
местного самоуправления
Владимира Петровича Бутусова
Рубрика о предложениях, идеях и инициативах
депутата Владимира Бутусова>>

Наш дом - наши права

В нашей стране идет постепенная реформа ЖКХ. Конечно, на данный момент многие проблемы в данной сфере остаются нерешенными. Но изменения, происходящие в законодательстве, определили главное направление – мы собственники своего жилья.

Что же это значит для жителей многоквартирных домов? С марта 2006 года, содержание жилых зданий полностью ложится на плечи собственников квартир. С трудом, но мы привыкаем к этой данности.

Одним из направлений развития ЖКХ можно назвать формирование местного самоуправления. На сегодня появилось множество форм объединений жителей домов – товарищества собственников жилья,  жилищные и жилищно-строительные кооперативы, территориальные общины.


Основной формой самоуправления жителей в многоквартирных домах являются территориальное общественное самоуправление (ТОС). Причем ТОС это не, только реализация принципов самоуправления, но и форма развития гражданского общества.

Рассмотрим, что же такое территориальное общественное самоуправление.

В принципе, ТОС создается и возникает ради какой-то идеи и замысла. По существу ТОС, если развернуть этот термин, - это орган какой-то самодеятельности жителей, направленной на реализацию определенных целей, защиты общественных интересов и т.д. Следовательно, для того чтобы в муниципальном образовании возникли такие организации, необходимо, чтобы сформировалась какая-либо самодеятельность или, по крайней мере, созрела потребность в такой самодеятельности. И уже на базе этой общественной деятельности и потребности в такой самодеятельности и организуется ТОС.

ТОС, как территориальный коллектив, реализуется в определенных границах, и в этом отделении данной территории от других проявляется его качественная целостность. Здесь налаживаются связи представителей данной территориальной общности с представителями других общностей, т.е. складываются устойчивые отношения с другими  социальными общностями (территориальными общественными организациями,  предпринимательскими структурами,  районной и городской администрациями). И, наконец, ТОС – как территориальная общность, выражается в общности положения жителей, связанных с существующими проблемами и перспективами развития своей территории.

Территориальное общественное самоуправления населения (ТОС) - самоорганизация граждан по месту их жительства на данной территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением, а также через избираемые ими органы (уполномоченных выборных лиц).

ТОС осуществляется на принципах:

•   добровольности объединения;

•   равноправия граждан;

•   законности;

•   защиты прав и интересов населения территории ТОС;

•   свободного волеизъявления граждан на собраниях (сходах), конференциях;

•   выборности и подконтрольности органов и уполномоченных выборных лиц населению данной территории;

•   самостоятельности и ответственности в принятии и реализации собственных решений и инициатив;

•   сочетания интересов населения территории ТОС, прав человека и гражданина, интересов всех жителей муниципального образования;

•   гласности и учета общественного мнения.

Рассматривая ТОС как систему, можно выделить следующие элементы: общие собрания (сходы), органы ТОС (советы, комитеты или иные органы общественного самоуправления) и  уполномоченные выборные лица ТОС.

Как же учредить ТОС?

Учредителями органа ТОС являются граждане постоянно или преимущественно проживающие на данной территории и составляющие большинство из общего числа граждан, обладающих избирательным правом, принявшие непосредственно на собрании или через своих представителей (делегатов) на конференции решение об учреждении органа ТОС.

Инициативная группа граждан не менее чем из трех человек постоянно или преимущественно проживающих на данной территории и обладающих избирательным правом формирует организационный комитет для подготовки и проведения учредительного собрания граждан по созданию органа ТОС или в случае, если орган ТОС создается на конференции для подготовки и проведения учредительной конференции и подготовки и проведения собраний граждан по выборам делегатов конференции.

Информация о создании организационного комитета доводится до сведения граждан через средства массовой информации или иным образом.

С момента объявления результатов выборов руководящих органов орган ТОС считается созданным. Его дееспособность как юридического лица возникает с момента государственной регистрации.

При небольшом числе жителей данной территории вместо органов могут быть избраны уполномоченные выборные лица ТОС (староста, старший по подъезду, дому, двору, улице), исполняющие в этом случае функции органа ТОС.

Совет ТОС микрорайона, сельского, поселкового округа, населенного пункта может избираться на общем собрании, сходе конференции граждан или уполномоченных выборных лиц ТОС данной территории.

Квартальный, уличный, дворовый, домовый комитет ТОС избирается на общем собрании (сходе), конференции граждан или формируется из старших по домам, подъездам.

Еще одной важной характеристикой ТОСов является возможность их регистрация как юридического лица. Это позволяет окончательно узаконить существование ТОСа и деятельность участников объединения. Органы ТОС и уполномоченные выборные лица ТОС подлежат регистрации в местных администрациях соответствующего муниципального образования в порядке, установленном «Положением об организации и осуществлении ТОС в муниципальном образовании».

В соответствии с Уставом муниципального образования представительный орган местного самоуправления принимает нормативный правовой акт муниципального образования «Положение об организации и осуществлении ТОС в муниципальном образовании».

Нужно сказать, что при всем этом в свете российской уникальности институт территориального общественного самоуправления для нашего государства является отнюдь не инородным телом, а именно показателем положительных тенденций в развитии российского общества; шагом к развитию правового государства, демократических начал, гражданского общества с самостоятельным, инициативным населением, обладающим высоким уровнем правовой культуры, правосознания и активно участвующим в жизни общества и управлении государством.

Пока государственная власть, а за ней и региональная и местная, будут неподконтрольны населению, закрыты, ни о какой эффективности управления, ни о каком процветании, ни о какой интеграции в мировое сообщество речи быть не может принципиально.

{jcomments on}