Бутусов Владимир Петрович

Депутат Орловского городского совета
по округу №2

Благотворительный фонд Вера и Возрождение>>
Центр детского развития>>
Школа территориального
местного самоуправления
Владимира Петровича Бутусова
Рубрика о предложениях, идеях и инициативах
депутата Владимира Бутусова>>

Федеральный Закон №131 в жизни дома

С 1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», основная цель которого стимулировать развитие общественного самоуправления на местах, а в результате  обеспечить реальное  участие населения в управлении государством.

Что же это за закон? И чем он нам может помочь в жизни дома?

Закон состоит из 12 глав, которые определяют «...общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления…»


Рассмотрим структуру данного закона. Как было упомянуто выше всего в составе закона о местном самоуправлении 12 глав. Всего же  закон представлен 82 статьями, которые отражают жизнь муниципального образования начиная от принципов организации и заканчивая особенностями местного самоуправления на различных территориях.

Глава первая как и во всех законах определяет общие принципы и понятия, характеризующие местное самоуправление. Что же из данной главы может быть полезным для нас? Конечно это понятия, использующиеся в законе. Ведь как известно, прежде чем переходить к изучению предмета (будь то физика, химия или …), необходимо определить что же мы будет рассматривать.

Помимо общих понятий в первой главе определяются следующие аспекты муниципального самоуправления (по статьям):

  • Местное самоуправление
  • Основные термины и понятия
  • Права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления
  • Правовая основа местного самоуправления
  • Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления
  • Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления
  • Муниципальные правовые акты
  • Межмуниципальное сотрудничество
  • Официальные символы муниципальных образований

Глава вторая посвящена принципам организации местного самоуправления. В ФЗ № 131 прописано что же понимается под территорией муниципального образования, те требования которые предъявляются при определении границ муниципальных образований (МО)  и принципы изменения границ  МО. И конечно в соотвествии с законом определены принципы создания, преобразования и упразднения МО.

Глава 3 отражает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа и полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления.

Одним из важных моментов, определенных в данной главе является оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления

Согласно ФЗ № 131 отдельные органы местного самоуправления могут быть наделены отдльными государственными полномочиями. Именно порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и контроль за их осуществлением прописывается в 4-ой главе данного закона.

 Также в законе определяются формы осуществления населением местного самоуправления и участия населения в местном самоуправлении. Участи населения в местном самоуправлении осуществляется согласно 5 главе путем референдумов, муниципальных выборов, сход граждан, публичных слушаний, собрания граждан, конференция граждан (собрание делегатов). Помимо этого жители МО могут осуществлять правотворческую инициативу граждан,  голосовать по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования МО, проводить опросы граждан, писать обращения граждан в органы местного самоуправления. И конечно создавать Территориальное общественное самоуправление, а также другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении

Глава 6 посвящена органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления. В ней определяются, что представляют собой органы местного самоуправления и представительный орган муниципального образования. Определяются полномочия главы МО и основы деятельности местной администрации. Также  в 6 главе отражены такие аспекты жизни МО как контроль органов МО, деятельность избиркома МО, определн статус депутата (члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления), определены органы местного самоуправления как юридическое лицо. Важное место отведено определению муниципальной службы

Глава 7 - Муниципальные правовые акты определяет следующие правовые аспекты местного самоуправления – во первых систему муниципальных правовых актов. Во вторых описывается порядок решения вопросов местного значения путем принятия решений сходом граждан. Третья часть данной главы посвященавступлению в силу и отмене действия муниципальных правовых актов.

По нашему мнению одной из самых важных глав, является восьмая, которая отражает экономическую сторону местного самоуправления. Одним из основных принципов управления является обеспеченность  ресурсами. К сожалению местное самоуправление брошено на произвол судьбы относительно ресурсов. Но вернемся к закону.

Доходы местных бюджетов формируются согласно ФЗ из собственных доходов

1.                средства самообложения граждан,

2.                 доходы от местных налогов и сборов

3.                 доходы от региональных налогов и сборов,

4.                 доходы от федеральных налогов и сборов,

5.                безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая дотации,

6.                 доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7.                часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей,

8.                штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

9.                добровольные пожертвования;

10.            иные поступления в соответствии

Также в  доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации

Помимо этого органы местного самоуправления могут получать финансовую помощь из бюджетов других уровней, а также субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий.

Одной из форм экономического взаимодействия с организациями является размещение муниципального заказа.

Деятельность местного самоуправления предполагает межмуниципальное сотрудничество, что отражается в главе 9. Статья 66-69 содержат определяют, что сотрудничество осуществляется путем созданоия советов МО субъектов РФ, общероссийских объединений МО. Помимо этого могут быть созданы межмуниципальные организации

Также могут создаваться некоммерческие организации муниципальных образований, которые осуществляют свою деятельность согласно ГК РФ, федеральным законом о некоммерческих организациях, иными федеральными законами.

И конечно одной из важнейших глав всего закона является 10, где отражена ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью. Как известно права и ответственность должны идти бок о бок.

В данной главе прописана ответственность:

  • органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением;
  • органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством
  • представительного органа муниципального образования перед государством
  • главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством
  • органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами

Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляется прокуратурой, уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, которые наделены соответствующими полномочиями.

Решения согласно 12 главе, ст. 78 могут быть обжалованы в суде путем прямого волеизъявления граждан.

Россия огромная страна и вся ее территория представляет собой множество МО, обладающих различным потенциалом, а следовательно и различными проблемами. и особенности местного самоуправления в различных МО. Вот именно особенностям организации местного самоуправления посвящена 11 глава. В данной главе описаны особенности

  • в субъектах РФ и городах федерального значения
  • в закрытых административно-территориальных образованиях
  • в наукоградах
  • на приграничных территориях
  • в муниципальных образованиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)
  • на территории инновационного центра "Сколково".

И 12 глава представляет собой переходные положения – вступление закона в действие, особенности осуществления местного самоуправления в переходный период, систему реализации положений закона и признание утративших силу отдельных нормативно-правовых актов.