Бутусов Владимир Петрович

Депутат Орловского городского совета
по округу №2

Благотворительный фонд Вера и Возрождение>>
Центр детского развития>>
Школа территориального
местного самоуправления
Владимира Петровича Бутусова
Рубрика о предложениях, идеях и инициативах
депутата Владимира Бутусова>>

Проблемы развития ТОС

Реализация положений Федерального закона №131 – ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», касающихся развития общественных институтов идет медленными темпами, вследствие целого ряда причин.

Во-первых это недостаточное нормативно-правовое регулирование. Территориальному общественному самоуправлению посвящена всего одна статья Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Остальные вопросы регулируются региональными и местными актами, (Положение «О Территориальном общественном самоуправлении в городе Орле»), которые по разному трактуют нормы федерального закона, устанавливают дополнительные барьеры в организации территориального общественного самоуправления.


На данный момент действующим законодательством установлены барьеры организации территориального общественного самоуправления. Так ст. 27 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». предусмотрено, что территориальное общественное самоуправление считается созданным, если за него проголосовало не менее половины жителе соответствующей территории, а территориальное общественное самоуправление создаваемое на конференции, считается учрежденным, если за  это проголосовало не менее 2/3 делегатов конференции, представляющих не менее половины населения. Кроме того, дополнительные барьеры устанавливаются  местными актами. Так, в соответствии с Положением «О территориальном общественном самоуправлении в городе Орле»  и Положением «О порядке назначения и проведения собраний (конференций) граждан в городе Орле». Собрание, проводимое по инициативе населения может быть назначено инициативной группой в количестве, не менее пяти человек, поддержанной населением в количестве не менее 10%. Данная норма усложняет процесс функционирования территориального общественного самоуправления в городе, и не основана на нормах действующего законодательства. Также положением «О территориальном общественном самоуправлении в городе Орле» установлена усложненная процедура формирования границ территориального общественного самоуправления, предполагающая проведение отдельного собрания по вопросам установления границ ТОС. В данном случае для создания ТОС необходимо провести 2 собрания или конференции по вопросу установления границ и по вопросу непосредственно избрания органа ТОС.

Одна из основных проблем при реализации принципом местного самоуправления и гражданских институтов является отсутствие финансовых ресурсов.

Не смотря на закрепление в ст. 27 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» договорной основы взаимодействия органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления, это не является обязанностью  местных органов власти.   В соответствие со ст. 22 положения «О территориальном общественном самоуправлении в городе Орле» Финансовые средства территориального общественного самоуправления могут быть образованы за счет:

1) добровольных взносов граждан и юридических лиц;

2) доходов от собственной экономической и хозяйственной деятельности;

3) денежных средств, предусмотренных в бюджете города Орла на текущий финансовый год по решению Орловского городского Совета народных депутатов.

4) иных поступлений в порядке, предусмотренном законом;

Однако, в местных бюджетах для этих целей весьма неохотно закладываются средства, а  чаще всего отсутствуют вообще. Реализовать проект по развитию территории без подкрепления его финансовыми ресурсами невозможно. Денежных взносов граждан, на осуществление больших проектов, недостаточно, привлечение заемных средств, практически невозможно, отсутствие финансовых ресурсов усложняет деятельность территориального общественного самоуправления. По нашему мнению особый порядок передачи имущества от органов местного самоуправления ТОСам, а также вопросы владения, пользования распоряжения муниципальным имуществом должны предусматриваться в муниципальном правовом акте.

На данный момент слабо развита система муниципальных грантов органам территориального общественного самоуправления для социально-экономического развития территории, предоставляемых на конкурсной основе. Система муниципальных грантов выступает как дополнительный стимул в работе органов территориального общественного самоуправления. В тоже время, активно развита система поощрения Председателя ТОС  путем предоставления различных льгот  и выплат. Например, Положение «О материальном стимулировании деятельности органов территориального общественного самоуправления города Орла».

Следует отметить, что местная власть не заинтересована в организации территориального общественного самоуправления. Формирование условий, при которых ТОС создать довольно трудно, нежелание предусматривать средства на деятельность ТОС по социально-экономическому развитию территории. Если в муниципальном образовании не созданы условия для создания и деятельности ТОС, то можно сказать, что право граждан на территориальное общественное самоуправление не развивается, а наоборот подавляется местной властью.

Судя по всему, чиновничий аппарат муниципальных органов власти пока видит в территориальном общественном самоуправлении не своих единомышленников и помощников, а потенциальных конкурентов, претендующих на часть их властных полномочий. Однако, нельзя допускать и такой ситуации, ТОС создается местной властью искусственно «в принудительном» порядке, тогда у населения создаются искаженные представления о реальном предназначении ТОС.

Большую проблему создает не определенность правового статуса Территориального общественного самоуправления в случае его регистрации в качестве юридического лица в форме некоммерческой организации. ТОС считается учрежденным с момента его государственной регистрации в органах местного самоуправления. Однако реально осуществлять хозяйственную деятельность по социально-экономическому развитию  и благоустройству территории ТОС может  только после придания последнему статуса юридического лица, то есть регистрации его в качестве некоммерческой регистрации. Вид некоммерческой организации для регистрации территориального общественного самоуправления в качестве юридического лица законодателем не называется, а из перечисленных в законе не все подходят для ТОС. В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ некоммерческие организации могут создаваться в форме некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, общественных организаций и других формах, предусмотренных федеральным законодательством. Иная организационно-правовая форма некоммерческих юридических лиц - учреждения. Цель и виды деятельности, регламентируемые законодательством в отношении данной организационно-правовой формы, могут удовлетворить интересы ТОС. Но имущество ТОС принадлежит на праве собственности гражданам - участникам ТОС, и финансирование его деятельности осуществляется ими же. Имущество передается ТОС на праве оперативного управления. Его участники будут нести субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица. Естественно, такое положение устроит далеко не всех.

Общественная организация как организационно-правовая форма общественного объединения в большей степени, чем предыдущие, подходит для ТОС по сути, но также основывается на членстве.

Представляется, что среди организационно-правовых форм общественных объединений наиболее оптимальной является орган общественной самодеятельности. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей.

Таким образом, федеральным законодательством, не указывается  вид некоммерческой организации  при регистрации ТОС в качестве юридического лица. Представляется, что ТОС может быть зарегистрирован в любой организационно-правовой форме некоммерческой организации по выбору граждан.

При организации и функционировании ТОСов также важно учитывать социальный фактор. В современном российском обществе наблюдаются следующие тенденции: отчужденность от общественной жизни; озабоченность только личной выгодой, личным интересом, личной жизнью; равнодушие друг к другу; безразличное отношение к жизни государства, политической жизни. Кроме того, развиты иждивенческие настроения и потребительское отношение, процесс избавления от которых нужно вести, постепенно повышая уровень правосознания и правовой культуры и гражданской активности - главных показателей демократичности и развитости общества.

Все вышеперечисленные факторы, а также низкая активность населения в создании территориального общественного самоуправления свидетельствуют о недостаточном правовом регулировании этого института и говорят о необходимости создания единого акта, регулирующего эту сферу. Представляется целесообразным урегулировать территориальное общественное самоуправление отдельным федеральным законом, в котором найдут свое отражение  такие положения как правовой статус территориального общественного самоуправления, порядок образования и деятельности, порядок взаимодействия с органами местного самоуправления. А такие вопросы как численность органа территориального общественного самоуправления, дополнительные гарантии, и т.д. необходимо предусмотреть  в местных актах в зависимости от установленных обычаев и традиций на данной территории. Практика показывает, что органы территориального общественного самоуправления активно развиваются и функционируют, там, где им оказывается поддержка со стороны органов местного самоуправления. Следовательно, в федеральном законе также необходимо предусмотреть обязанность органов местного самоуправления взаимодействовать с органами ТОС и оказывать им финансовую поддержку, пусть даже и предоставляемую на конкурсной основе.

Для преодолений указанных проблем, необходимо провести комплекс мероприятий, направленных на реформирование системы территориального общественного самоуправления, которые должны базироваться на положениях нового федерального закона «О территориальном общественном самоуправлении в Российской Федерации».

Наумова Наталья, помощник депутата, юрист